Евангелие Великой среды Страстной седмицы
Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 6-16
6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. 8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? 9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. 10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; 12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; 13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. 14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; 16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
Пояснение Священника В сегодняшнем чтении речь также идёт о разочаровании. Благодаря евангельским строкам апостола Матфея мы становимся свидетелями необратимого изменения внутри одного из двенадцати апостолов. Иуда Искариотский принимает окончательное решение предать своего Учителя. Этому предшествует эпизод, произошедший в доме некоего Симона — прокаженного, исцеленного ранее Христом. В дом к Симону приходит женщина, которая в ином Евангелии прямо именуется грешницей. В западной христианской традиции сложилось представление, что это была Мария Магдалина. Православное предание не имеет на данный счет такого определенного мнения. Но важен сам факт, что в дом, где гостил Христос с учениками по сути врывается женщина с сомнительной репутацией. Она приносит с собой запечатанный алавастровый сосуд с ароматическим маслом. Такие сосуды иудеи никогда не распечатывали — нардовое благовоние было очень дорогим. Его приятный запах просачивался сквозь пористые стенки сосуда, сделанного из алавастра — разновидность известняка. Пришедшая ко Спасителю грешница совершает решительный поступок — она откупоривает крышку и все присутствующие застывают от удивления. Подобной растраты апостолы еще не видели. Драгоценным маслом женщина помазывает голову Иисуса. Христос успокаивает учеников и говорит, что этот жест предваряет Его казнь и погребальные обычаи. В этот момент и свершился переворот внутри Иуды. Его нельзя описать однозначно. Это не была жадность в чистом виде или обида. Скорее всего, это было смешанное чувство, в основании которого находилось разочарование. Христос не оправдал ожиданий Иуды. Горе-апостол рассчитывал на власть, престижное положение в обществе, а ему всё настойчивее говорят про казнь и в целом про крах миссии. Любое предательство сначала совершается в сердце. Затем ему (предательству) уже находят какую-то форму, подбирают оправдание и объяснения. Чацкий, уезжая из Москвы, винит во всём невежество своих знакомых. Иуда, направляясь к иудейским старейшинам, полагает, что таким образом он способствует доброму делу — наконец-то самозванец, разочаровавший его лжемессия получит по заслугам. Что из всего этого получилось в итоге, известно всем. Иуда, предавший Христа, предал сам себя. Несчастный апостол утратил смысл жизни и затем покончил с собой. Сегодняшнее чтение учит нас вере в Бога. Вере, которая является одновременно и доверием, и верностью. Будем же доверять Христу, будем Ему верны, чтобы избежать печальной участи Иуды и обрести истинное счастье жизни.